Тур десяти церквей (Часть 2)
КОТЕЛЬНИКИ
Котельники — город областного подчинения (до 2004 года — посёлок городского типа, до 2007 года — в Люберецком районе) в Московской области, городской округ.
Население 32,3 тыс. чел. (2010).
История
Село Котельники впервые упоминается в XVII веке. Это было поместье Тихона Жемчужникова, потом Ефима и Ивана Витофтовых.
В 1651 году село во владении Бориса Ивановича Морозова[1]. Потом селом владела его вдова Анна Ильинична, а в 1668 году оно перешло к его племяннику Ивану Глебовичу Морозову,[2] который вскоре умер.
Село в 1678 году отошло в казну. Приказчик посадил здесь два сада с вишнями, яблонями, смородиной и малиной.
В начале XVIII века недалеко от села генерал Ф. Балк-Полев построил усадьбу Покровское (Белая Дача). Дом и флигели были построены в конце XVIII века при тайном советнике Николае Яковлевиче Аршеневском. Сейчас усадьба вошла в состав села Котельники.
В 1763 году село было пожаловано Федору Ивановичу Вадковскому[3].
С 1779 по 1790 год селом владел его сын Илья Федорович.
В XIX веке село принадлежало князьям Голицыным. В окрестностях села добывали песок и камень.
В 1925 году после закрытия Николо-Угрешского монастыря, духовные дети больного парализованного митрополита Макария (Невского) переселили его в нанятый на окраине села дом, в котором устроили домовую церковь.
В 1931 году около села вблизи песчаного карьера возник завод по производству силикатного кирпича.
В 1938 году село Котельники преобразовано в рабочий посёлок.
В 1959 году начал работу завод железобетонных изделий.
В 2004 году посёлок городского типа получил статус города. В 2005 году было сформировано муниципальное образование «Городской округ Котельники», не входящее в состав Люберецкого муниципального района. С 2007 года это закреплено и в административном делении: Котельники получили статус города областного подчинения.
Экономика
Промышленность
В городе работают развито производство стройматериалов (ООО «Крисмар» — асфальто-бетонное производство; ОАО «Люберецкий ГОК» — добыча и переработка формовочных материалов; ЗАО «МФ Стальконструкция» — изготовление и монтаж металлоконструкций; ООО «Унистром-Трейдинг» — изделия из бетона, гипса и цемента), пищевая (ЗАО «Белая Дача Трейдинг» — переработка салатов и овощей; ООО «Нидан-Гросс» — производство соков), лёгкая (ковровый завод ООО компания «Сервис Ковер») и химическая (ЗАО «Яра» — производство минеральных удобрений) промышленность.
Агропромышленный комплекс представлен агрофирмой «Белая Дача» (одно из крупнейших предприятий в Московской области по производству и переработке сельскохозяйственной продукции), «Русские газоны», «Цветы Подмосковья».
Образование, культура, спорт
В Котельниках — три общеобразовательных школы, детская школа искусств, промышленно-экономический техникум, филиал университета «Дубна», спорткомплекс «Дружба», спортивный комплекс «ФОК», стадионы «Здоровье» (Белая Дача), «Строитель» (Силикат).
В усадьбе Белая Дача — музей истории агрофирмы «Белая Дача» и истории овощеводства защищенного грунта; в школе № 1 — музей боевой славы.
Достопримечательности
- Церковь Казанской иконы Божией матери
- Усадьба Белая Дача (Покровское): двухэтажный дом и два парных флигеля (конец XVIII века с поздними перестройками) в стиле классицизм.
- Церковь Виктора воина (2009-2011)
- Памятник погибшим воинам во время Финской и Великой Отечественной войны
- Памятник погибшим в эвакогоспитале и при разминировании территории поселка
- Обелиск Славы
- Памятник Танк «Мать-Родина»
- Мемориал «Журавли»
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Каменная пятиглавая церковь на высоком подклете выстроена в 1675-1680 годах в царском (с 1676 года) селе Котельники.
Освящена в 1684 году патриархом Иоакимом в присутствии царей Петра и Ивана Алексеевичей. В подклете храма изначально был Никольский придел, позже были устроены приделы Панкратьевский (1821) и Феодосия Черниговского (1902).
Главной святыней храма была Казанская икона Божией матери, вклад царицы Натальи Кирилловны.
В 1809 году было разобрано окружавшее церковь открытое гульбище с лестницами и крыльцом.
Трехъярусная шатровая колокольня в псевдорусском стиле выстроена в 1839 году архитектором Алессандро Жилярди.
В 1922 году из церкви изъяли часть церковной утвари, в том числе ризу с Казанской иконы Божией матери, украшенную жемчугом, изумрудами и алмазами.
В 1936 году в храм был назначен служить протоиерей Вячеслав Занков[4].
Храм был закрыт в 1938 году, частично сломан (лишился пятиглавия и верхних ярусов).
Здание было передано военным, окружено колючей проволокой. Там располагались гараж и мастерская по ремонту машин.
Вновь открыт в 1990 году.
При храме действует воскресная школа.
Святыни:
- список Казанской иконы Божией Матери (XVII века) - храмовая икона
Выдающийся памятник зодчества XVII столетия, церковь принадлежит к кругу современных ей аналогичных по типу храмов в селах Алексеевском и Тайнинском. Однако, она скромнее их и менее декорирована.
Кирпичное здание с развитой объемно-пространственной композицией поставлено на высокий сводчатый подклет. Бесстолпный двусветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом, увенчанным двумя ярусами кокошников и компактным глухим пятиглавием. С трех сторон храм охвачен двусветным помещением обширной трапезной с хорами, покоящимися на столбах и коробовых сводах.
Основным мотивом внешнего декоративного убранства здания служат разнообразные по форме оконные наличники. Выполненные из тесаного кирпича и побеленые, они отчетливо выделяются на фоне стен.
БЫКОВО
Быково — поселок в Раменском районе Московской области в 25 километрах от Москвы по Новорязанскому шоссе, практически на окраине города Жуковский.
Герб поселка был утвержден в 1989 году, его авторами являются Ю. и К. Мочёловы[5].
Бытует легенда, что название поселка произошло от бывшего здесь в старину скотопрогонного пункта, но есть и другая версия, согласно которой здесь в древности проживало племя вятичей, у которых бык был тотемным животным.
Село впервые упоминается в 1380 году в духовной грамоте (завещании) Дмитрия Донского, составленной им перед Куликовской битвой. И в духовной грамоте, и позже Быково обозначено как "село у озера", основным занятием местных жителей было рыболовство. Рыбу отсюда поставляли к царскому столу.
В 1633 году в селе было 55 дворов.
В 1704 году указом Петра I Быково было пожаловано ростовскому воеводе Иллариону Гавриловичу Воронцову, основоположнику известного в русской истории рода Воронцовых.
В 1762 году оно переходит к генерал-губернатору Москвы Михаилу Михайловичу Измайлову[6], который перестраивает усадьбу.
После смерти Измайлова усадьба перешла к воспитаннице М. М. Измайлова Ирине Ивановне (1768-1848), вышедшей замуж за камер-юнкера графа Иллариона Ивановича Воронцова. Она прожила с ним недолго, он скончался в возрасте 30 лет, вскоре после рождения их единственного сына Ивана. Ирина Ивановна пользовалась особым расположением тетки мужа княгини Екатерины Романовны Дашковой, и когда та, поссорившись со своей дочерью Щербининой, вознамерилась лишить ее наследства, то остановила свой выбор на сыне Ирины Ивановны. Последняя приняла это предложение за своего несовершеннолетнего сына, который с 1807 года стал первым графом Воронцовым-Дашковым[7].
Сначала ею владел Иван Илларионович, потом его сын Илларион Иванович[8].
Проект усадьбы приписывается Баженову. Следует сказать, что никаких документов, подтверждающих его авторство, не обнаружено, обычная аргументация состоит в том, что, во-первых, архитектура церкви не противоречит баженовскому стилю, а, во-вторых, владелец усадьбы Измайлов руководил строительством дворца в Царицыне по проекту Баженова и хорошо знал архитектора.
Усадьба состояла из парка с каскадом прудов, дома и парковых павильонов. Дом был построен на искусственном холме, который насыпали крепостные, перетаскивая в плетеных корзинах землю, оставшуюся после того, как были выкопаны три пруда.
При И. И. Воронцове-Дашкове на фундаменте баженовского дома был построен сохранившийся до наших дней дворец по проекту архитектора Симона де Бернара[9].
Строительство дворца было закончено в 1856 году уже после смерти Ивана Илларионовича.
Южный фасад дворца украшает балкон с балюстрадой, который поддерживают четыре кариатиды. Аттик среднего ризалита здания украшен гербом Воронцовых-Дашковых. С северной стороны ко входу во дворец ведет парадная лестница.
На высокой башне находились солнечные часы.
Симон де Бернар выстроил также въезд в усадьбу, оранжерею (была перестроена в советское время), скотный двор, кухню, ферму и службы.
Парк усадьбы был пейзажного типа, достопримечательностью его была аллея из черных роз, саженцы которых были на золото куплены во Франции. В местных оранжереях зимой поспевали ананасы и дыни.
В 1880-е годы усадьбу купил Николай Иванович Ильин (дядя известного философа Ивана Александровича Ильина).
В парке Быкова ещё в начале XX века стояла белокаменная сень над колодцем, вероятно построенная в то же время, что и храм. Императорское археологическое общество заинтересовалось сенью и искало способы ее сохранения. В протоколе общества говорилось: «Время строительства колодца неизвестно. Известковый камень, из которого построен колодец, в настоящее время потерял крепость и расселся, колодец угрожает падением. В последнее время в парке около него происходит беспрерывное гульбище молодежи, которая, не стесняясь назначением колодца для освящения воды, пользуется им не соответственно назначению».
После революции усадьба была национализирована, использовалась как детский дом (при этом была разорена и потеряла большую часть зданий).
После войны была передана под туберкулезный санаторий, действовавший до 2012 года. В настоящее время санаторий ликвидирован, а усадьба пустует и разрушается.
От усадьбы Михаила Михайловича Измайлова сохранились церковь, пейзажный парк с прудами, на одном из островов которых стоит красивая беседка-ротонда, подойти к которой можно только зимой, когда пруды замерзают.
В нескольких сотнях метров от церкви, на берегу реки Москвы, находится почитаемый чудотворным источник, около которого недавно построили церковь.
Церковь Рождества Христова
В начале XVII века здесь стояла деревянная церковь во имя Рождества Христова.
В 1710 году в Быково была уже каменная церковь.
В 1789 году был возведен усадебный храм Владимирской иконы Божьей матери с приделом Рождества Христова в подклете, предположительно, по проекту Василия Ивановича Баженова.
В 1839 году трапезная храма была расширена с обеих сторон архитектором Иваном Трофимовичем Таманским.
В 1914 году нижний храм был расписан на деньги, пожертвованные по духовному завещанию за погребение тела внутри ограды церкви уроженца прихода Петра Никитича Карпова.
Храм был закрыт в 1930-е годы.
С 1 по 3 ноября 1937 года были арестованы все священники храма – Иоанн Кесарийский, Петр Косменков, Семен Кречков – они были расстреляны, а ныне причислены к Собору новомученников и исповедников Российских.
Храм был разорен: с куполов сбили кресты, сбросили колокола, много ценной утвари, икон и книг – сожгли. Здесь расположилась швейная фабрика, позднее – склад управления кинофикации
В 1989 году храм был возвращен верующим.
Святыни:
- чтимый мироточивый список иконы Владимирской Божией матери;
- чтимая икона Рождества Христова;
- чтимая икона Казанской Божией матери;
- чтимая икона свт. Николая;
- чтимая икона целителя Пантелеймона;
- чтимая икона Покрова Божией матери.
В плане храм имеет овальную форму (единственный храм в русской архитектуре), к нему примыкает прямоугольник трапезной, расширенной в первой половине XIX века.
С запада во второй этаж ведет торжественная открытая лестница, по сторонам которой возвышаются башни колоколен. Церковь завершается куполом. И колокольни, и купол окружают множество остроконечных игл-обелисков.
Все сооружение богато украшено резными белокаменными деталями
Несмотря на внушительные размеры, церковь отличает легкость, а ее силуэту присуще торжественное настроение, столь характерное для готических церквей.
Сейчас это одна из трех готических церквей Подмосковья (другие две — Ново-Никольский собор в Можайске и Михаило-Архангельская церковь в деревне Поджигородово около Клина).
Интерьер храма выполнен в стиле русского классицизма, с изящной тонкой лепкой и резьбой по дереву.
Сохранилась (но была повреждена) внутренняя отделка из искусственного мрамора.
Рядом с церковью в 1883 году по проекту архитектора Дмитрия Алексеевича Гущина была возведена колокольня, близкая к самой церкви по стилю.
Рядом с усадьбой в 1898 году появился аэродром, с которого первым поднялся в небо и совершил перелет в Кострому лётчик по фамилии Быков.
В 1931 году здесь был основан столичный аэропорт. Он обслуживал авиарейсы средней протяженности в пределах России. Рядом с аэропортом находится одновременно с ним созданный авиаремонтный завод гражданской авиации №402.
КРАСКОВО
Красково — поселок городского типа (дачный поселок) в Люберецком районе Московской области; крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Красково», в состав которого входят ещё 6 населённых пунктов.
Население — 20,3 тыс. жителей (2010 год).
Расположен в 11 км от МКАД на реке Пехорке.
География
Посёлок расположен в центре Люберецкого района вдоль Егорьевского шоссе между железными дорогами Казанского и Рязанского направлений; микрорайон Коренево — к северу от железной дороги Казанского направления.
С востока к Красково непосредственно примыкает посёлок городского типа Малаховка, а с запада — Томилино.
По западной границе посёлка протекает река Пехорка; в центре посёлка расположены заполненные водой Большой и Малый Красковский, Птичий и Кладбищенский карьеры, к северу от железной дороги — Коренёвский карьер.
История
Первое упоминание селения Красково встречается в писцовых книгах за 1623 год.
С начала XVII века эти земли были вотчиной М. Ф. Красковой.
Позднее при В. Н. Трубецком во второй половине XVIII века здесь была организована усадьба. На рубеже XIX-XX столетий при последнем владельце А. С. Оболенском постройки были обновлены и частично дошли до наших дней – деревянный главный дом в один-два этажа, Владимирская церковь в стиле ампир с более поздними приделами, хозяйственные постройки и фрагменты старинного парка с заболоченными прудами на берегу реки Пехорки.
На рубеже XIX—XX веков местность стала популярна у дачников, здесь бывали на отдыхе известные деятели культуры и искусства: А. П. Чехов, В. А. Гиляровский, А. М. Горький, А. И. Куприн и другие.
Статус посёлка городского типа — с 1961 года.
В 2004 году постановлением Губернатора Московской области Б. Громова посёлок Коренево был присоединен к посёлку городского типа Красково, став его микрорайоном.
Экономика
Красково — популярное дачное место. Работают разнопрофильные магазины, торговый центр, предприятия бытового обслуживания.
Культура
В посёлке действуют детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, центр развития ребенка, стадион, спортивная школа. Работают государственный профессиональный лицей и Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна. Имеются культурный центр, детская театр-студия «Образ», школа искусств. Выпускается еженедельная газета «Наше Красково сегодня».
В 1898 году в Красково открылась первая в Люберецком районе больница, которую возглавил земский врач М. С. Леоненко, сейчас это Люберецкая районная больница № 1. Помимо этого, в посёлке функционируют детская и взрослая поликлиники, ветеринарная клиника.
Усадьба Красково
В посёлке расположена старинная усадьба князей Трубецких «Красково-Богородское» (XVIII век), расположенная на берегу реки Пехорки.
Усадьбой владели: М. Ф. Краскова (нач. XVII в.), Н. Ю. Трубецкой (сер. XVIII в.), И. М. Олонкин (с 1795), гр. Орловы (кон. XVIII в.— 1890), в т. ч. отставной штабс-капитан Константин Сергеевич Орлов (1890), кн. А. С. Оболенский.
После Октябрьской революции имение сильно пострадало (парк вырублен, большая часть территории застроена).
В 1930-е годы на территории усадьбы располагалось семеноводческий совхоз.
Обширный парк утрачен, пруды заболочены. Имеются служебные флигели, хозяйственный двор и ограда из необработанного камня. В ночь с 9 на 10 июля 2011 года главный дом усадьбы сгорел.
Церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией матери (СПРАВА)
Храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией матери с Никольским приделом был построен в деревне Малышево в 1649 году на средства князя В. А. Голицина. В 1799-1803 годах на средства И. Д. Орлова храм обновили.
Каменная церковь была построена в 1832—1833 годах по заказу И. Д. Орлова архитектором Т. М. Шестаковым.
Приделы (во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя святого равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены) сооружены в 1895 году архитектором А. С. Каминским.
В 1932 года храм закрыли; церковную утварь, иконы расхитили. Здание перестроили под клуб и библиотеку.
Богослужения возобновились в 1990 году.
При храме действует воскресная школа.
Основой развитой объемной композиции храма служит кубический храм, увенчанный приземистой световой ротондой с плоским куполом. Небольшая бесстолпная трапезная связывает его с колокольней.
Внешняя декоративная обработка здания крайне скупа. На фоне гладких плоскостей стен эффектно выделяются портики боковых входов. Их белокаменные колонны завершены своеобразными капителями, стилизующими ионический ордер, карниз и сима фронтона украшены модульонами.
В интерьере храма господствует высокое подкупольное пространство, освещенное преимущественно рассеянным верхним светом из многочисленных окон ротонды.
Убранство храма, резной иконостас и паникадило – новые.
Памятник ВОВ
Интересные факты
Гиляровский в заметке «Сюжет рассказа „Злоумышленник“» описал встречу и знакомство Чехова с крестьянином Никитой Пантюхиным (Хромым) в подмосковном дачном местечке Красково. Никита Пантюхин был «великим мастером по ловле налимов» и в качестве грузил использовал железнодорожные гайки.
В. А. Гиляровский «Сюжет рассказа "Злоумышленник"»: А. П. старался объяснить Никите, что отвинчивать гайки нельзя, что из-за этого может произойти крушение поезда, но это было совершенно непонятно мужику: «Нешто я все гайки-то отвинчиваю? В одном месте одну, в другом — другую… Нешто мы не понимаем, что льзя, что нельзя!».
КОРЕНЕВО
В 1687 году Коренево находилось в вотчине Василия Саввича Нарбекова[10]. С 1705 года селом владела его вдова – Аграфена Павловна, а с 1715 – брат, думный дворянин Степан Саввич Нарбеков.
С 1794 года Кореневым владел генерал-поручик Иван Васильевич Левашов, а затем его дочери – Татьяна, Елизавета, Екатерина и Анастасия.
Потом село принадлежало князю Никите Сергеевичу Долгорукову, а после него – его вдове Варваре Николаевне, а с 1890 до 1917 года – его внучке Марии Алексеевне.
Церковь Преображения Господня
В 1691 году была построена деревянная церковь.
Построена в 1777 году владельцем села поручиком Александром Владимировичем Нарбековым.
В 1794 году была построена каменная церковная града с надвратной колокольней.
В 1913 году к храму была пристроена трапезная.
В 1932 году храм был закрыт и разорен, разрушена колокольня.
В 1992 году возвращен верующим.
Симметрия объемной композиции здания нарушена в 1913 году пристройкой небольшой трапезной.
НОВЫЙ МИЛЕТ
Новый Милет - село и усадьба на юго-востоке Балашихинского района. Центр одноименного сельского округа.
Название села - Милет происходит от античного города в Греции[11] и является ярким напоминанием об эпохе классицизма в России, когда в моде была античность, а у дворянства водились деньги для масштабного усадебного строительства.
Люди жили на этой территории с незапамятных времен. В начале XX века здесь были обнаружены древние могильники эпохи неолита.
В древности эти земли принадлежали царскому роду Романовых. Царевна Софья имела здесь каменные палаты в 20 комнат. И не случайно: рядом, в старинном селе Савине, находился боярский двор ее «сердешного друга», министра, канцлера князя Василия Васильевича Голицына.
Одна из легенд гласит, что с единоличным утверждением Петра I на троне, в Милет были сосланы четыре семьи Романовых, сторонников царевны Софьи, после чего деревню стали называть Русавкино-Романово.
Затем усадьба стала собственностью Елизаветы Петровны. Позднее она подарила усадьбу графу М.И. Воронцову[12].
Формирование усадебного комплекса началось в середине XVIII века, когда М.И. Воронцов построил здесь великолепный каменный дворец, видимо по проекту В. В. Растрелли, и разбил при нем регулярный сад. В имении был громадный, в 60 десятин, липовый, сосновый и березовый парк, большой пруд с островами, устроенный еще в начале XVIII века. Дно его было выстлано белым камнем. От дома к пруду шла километровая сиреневая аллея с мраморными статуями и вазами.
Здесь проходили пышные балы и торжественные приемы. Неоднократно здесь гостила Елизавета Петровна, княгиня Е. Р. Дашкова и другие знаменитые личности.
Воронцовский дворец в 1812 году был разорен французами, а в 1818 году сгорел, однако до 1920-х годов в усадьбе сохранялись руины каменного барочного здания.
После смерти М. И. Воронцова поместье унаследовал его старший брат – Роман Илларионович Воронцов[13], а совладельцем другой брат – Иван Илларионович. Далее во владение вступил Александр Романович Воронцов[14], а последним владельцем из рода Воронцовых был генерал от инфантерии граф Семен Романович.
В начале XIX века усадьба была продана князю Д.В. Голицыну.
В качестве приданого княгини Марии Дмитриевны Ухтомской (урожденной Голицыной) в 1839 году усадьба перешла князьям Ухтомским.
На тот год в селе числилось всего 4 крестьянских двора с населением 31 человек.
В 1849 году был возведен новый усадебный дом.
Последними владельцами имения были Кологривовы[15]. При них бывшая роскошная усадьба приходит в упадок. Хозяйка с грустью писала:
Как разросся сад старинный, без ухода на просторе,
Как раскинулся картинно в вешнем праздничном уборе.
Заросла травой аллея, и под липою тенистой
Притаился, чуть белея, стройный ландыш серебристый.
Здание храма и небольшой липовый парк, объединенные общей планировочной осью, - единственное, что осталось от обширной некогда усадьбы.
В 1988-1989 годах в Милете построили плотину, после чего образовался большой водоем, на берегах которого развернулось бурное коттеджное строительство.
В селе находится элетромеханический завод.
Храм святителя Николая
В 1901 году крестьяне села Милет и деревень Новое, Русавкино, Романово обратились к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру с просьбой возвести собственный храм: «В Саввинском храме в праздничные дни не бывает места всем желающим молиться, кроме того, нашему священнику при всем его усердии трудно справиться со всеми приходскими требами из-за разбросанности нашего прихода».
В 1904 году была построена новая приходская Никольская церковь. Строительство церкви благословил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), первый из новомученников Российских.
Кирпичная, оштукатуренная внутри Никольская церковь была возведена по проекту Н. Мусе на средства промышленника и купца 2-й гильдии Сергея Ильича Орлова, имевшего в Милете свою красильную мастерскую. Земельный участок был пожертвован княгиней Людмилой Михайловной Ухтомской в память о своем муже. Храм отличался прекрасной акустикой и богатым внутренним убранством: стоимость иконостаса составляла десятую часть от средств, затраченных на строительство.
Рядом с храмом располагались дом священника, сторожка и обширное кладбище с княжеской усыпальницей.
Настоятелем храма был назначен отец Иоанн[16].
В 1922 году в храме прошла конфискация церковных ценностей. В 1925 году были похищены священнические облачения. Несмотря на все трудности в церкви был проведен ремонт.
В 1930-е годы храм был закрыт. Здание использовали как склад, а затем в нем был цех местного электромеханического завода.
В годы Великой Отечественной войны здесь выпускали полевые кухни, а также цистерны с подогревом для заправки танков в зимнее время дизельным топливом.
В начале 1960-х годов в храме устроили клуб с кинозалом, а в последние годы - спортзал.
Здание было разделено на два этажа, колокольня разрушена, глава снесена, полностью было утрачено внутреннее убранство, все иконы. Сохранилась лишь остатки росписи на сводах.
В конце 1980-х годов клуб прекратил существование.
В 1992 году храм был возвращен православной общине.
Вот как местный поэт описывает состояние храма к тому моменту (из храмовой брошюры):
Распятый, поруганный, еле живой,
С поникшею было совсем головой,
Совсем без Креста, весь в руинах, без сил, -
Таким Храм увидел отец Михаил.
Уже в феврале девяносто восьмого
Прошла Литургия в честь Бога Живого.
Стояли с молитвою, полною муки,
Белели от холода ноги и руки.
Иные тогда отказались понять,
Что можно святыню когда-то поднять.
Другие же очень упорно и смело
Делали тяжкое, славное дело.
Их в летопись храма вошли имена
На память святую во все времена.
Архитектура храма эклектична; трехчастная объемно-планировочная структура и скромные мотивы наружного убранства восходят к образцам XVII века. Бесстолпный двусветный четверик храма с полукруглой апсидой перекрыт красивым сводом; завершается он одной главой на глухом барабане. В храме - бетонный мозаичный пол, отличающийся изысканной цветовой гаммой.
Храмовые праздники:
- 19 декабря – память святителя Николая
- 22 мая – перенесение мощей святителя Николая
- 1 июля – Боголюбской иконы Божией матери
- 15 декабря – память священномученника Иоанна
ПОЛТЕВО
Богатая история села Полтево началась еще в XVI веке. Село в разное время находилось во владении именитых деятелей. Ранее село называлось как Сущево, Агафоново, Никольское.
После польско-литовской интервенции начала XVII века деревня Сущево была пожалована государем полководцу князю Дмитрию Пожарскому.
Во второй половине XVII столетия от Пожарских Сущево переходит во владение думного дворянина Федора Алексеевича Полтева, приближенного царя Алексея Михайловича. Именно по его фамилии селение получило свое название «Полтево».
Усадьба Полтево
Усадьба Полтево была основана во второй половине XVII века думным дворянином Ф.А. Полтевым и принадлежала его наследникам до 1703 года, позднее — адмиралу Ф.М. Апраксину, с 1729 года перешла в род А.И. Остермана, в 1911 году ею владел С.М. Голицын-Остерман.
До наших дней сохранился липовый парк с четырьмя прудами.
Церковь Никольская
В 1660 году в Сущеве был построен первый деревянный храм с престолом в честь святителя Николая Чудотворца. Таким образом, селение с новой церковью стало называться селом Никольским. Документы сохранили нам имя первого настоятеля этого храма — священника Аверкия Федота.
Существующая ныне церковь Николая Чудотворца в Полтево — самый древний в Балашихинском благочинии храм. Белокаменный ярусный Никольский храм «иже под звоны», построенный в 1706 году, является памятником архитектуры и представляет исключительный историко-архитектурный интерес.
Никольская церковь, заложенная при графе Ф.М. Апраксине, при последующих владельцах постепенно ветшала и периодически восстанавливалась.
В советское время храм был закрыт и использовался в качестве х�0�, разрушена крыша, полностью уничтожен иконостас, настенная живопись, обезображен пол, пострадали внутренние и наружные стены храма, не сохранилась и старинная ограда вокруг территории церкви.
В 1990 году по инициативе верующих была организована церковная л8юля 1994 года состоялось освящение храма иерейским чином. С 2006 г. настоятель храма - священник Иоанн Обрембальский.
В храме осуществляются регулярные богослужения, налажена приходская жизнь.
Это – оригинальный памятник рубежа двух эпох в русской архитектуре – ярусный храм «иже под звоны», сочетает отдельные элементы убранства «нарышкинских» вотчинных церквей с декоративными мотивами и трактовкой внутреннего пространства, характерными для западноевропейского барокко.
В архитектурном плане Никольская церковь представляет собой четырехъярусное здание, сложенное из тесаного белого камня, завершенное луковичной главой с восьмиконечным крестом.
Ярусы имеют восьмигранный план, причем площади стен нижнего восьмерика неравновелики.
В интерьере путем возведения двух внутренних стен созданы два изолированных объема - для притвора в западной части храма и для алтаря в восточной. Выступающих абсид нет.
Второй домовой деревянный Рождественский храм, построенный в селе Полтево в 1722, не сохранился.
ДЕРЕВНЯ ОСЕЧЕНКИ
Осеченки впервые упоминаются в писцовой книге 1623 году как поместье – деревня Осечкина и пустошь Борисовская – Лопухово, принадлежавшая по жалованной грамоте 1622 года князьям Василию и Феодору Андреевым-Козловским. В 1644 году она переходит сыну – князю Афанасию Васильевичу, далее в 1646 году значится за князем Тимофеем Афанасьевичем Козловским.
В 1709 году село было продано княгине Дарье Андреевне Мещерской и до 1860 года принадлежало князьям Мещерским – отцу Василию Ивановичу и сыну Алексею Васильевичу.
С 1860 года село Осечкино значится за князем Н.С. Толстым.
В 1876 году в 22-х дворах проживало 134 человека, из них насчитывалось 37 жителей грамотных и учащихся.
В 1912 году значится церковно-приходская школа и земское училище.
Храм Покрова Богородицы
В 1687 году князем Тимофеем Афанасьевичем Козловским построена деревянная церковь с одним престолом во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С 1704 по 1726 год в причте состояли священники: Кирилл Иванов – 1704 и Афанасий Арефьев – 1706-1726, дьяки: Афанасий Арефьев – 1704 и Степан Кириллов – 1706-1715, пономарь Василий Афанасьев – 1715-1726.
В 1896 году на месте ветхой деревянной церкви был построен каменный трехпрестольный храм по проекту архитектора Р. Клейна в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1912 году при церкви действовали церковно-приходская школа и земское училище.
В 1920-х – 1930-х годах XX века (по одним упоминаниям в 1922 году, по другим – в 1937) храм был закрыт. Утрачены иконы, богослужебная утварь, облачения и богослужебные книги. Более 50 лет в храме находились склад и завод, что привело к его сильному разрушению: была снесена колокольня, исчезли колокола, разрушена крыша, полностью уничтожен иконостас, настенная живопись, обезображен пол, пострадали внутренние и наружные стены храма, не сохранилась и старинная ограда вокруг территории церкви.
В 1990 году по инициативе верующих была организована церковная община и избран церковный совет. В сентябре 1990 года указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Александр Юрин.
14 октября 1995 года Благочинный протоиерей Владимир Бушуев освятил храм. В 1995 году был построен дом церковного причта.
МАЛАХОВКА
Малаховка — поселок городского типа в Люберецком районе Московской области; крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Малаховка».
Население 18,4 тыс. жителей (2010).
Расположен в 10 км к юго-востоку от Москвы, на окраине Мещерской низменности. Железнодорожная платформа Малаховка на линии Москва — Рязань.
Местоположение
Посёлок городского типа расположен на востоке Люберецкого района у его границы с Раменским районом.
Происхождение названия
Согласно легенде, крестьяне деревни Малаховка, как и многих других, занимались разбоем, но считались более тихими. Случайные прохожие при виде разбойников здесь ахали реже, отсюда и название Малая Аховка. Такое объяснение названия является ярким примером так называемой «народной этимологии».
История
Впервые названия Малахово и Малаховское встречаются в XIV веке в завещаниях Ивана I Калиты: «Се дал есмь сыну своему болшему Семену: Можаеск со всими волостьми, Коломну со всими Коломеньскими волостьми, Городенку, Мезыню, Песочну и Середокоротну, Похряне, Усгьмерьску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковець, Левичин, Скулнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северьсце в Похряньском уезде, село Костянтиновское, село Орининьское, село Островьское, село Копотеньское, селце Микульское, село Малаховьское, село Напрудьское у города».
Название «Малаховская пустошь» упоминается в писцовых книгах под 1623 годом, а Малаховский хутор — в 1852 году.
Железнодорожная платформа построена в 1884 году.
Дачный посёлок здесь образован в 1885 году, когда доверенное лицо нескольких известных московских фирм Ф. И. Шпитель «снял у владельца Малаховки англичанина Аллею №1, где и поставил четыре дачи. В это время уже работал завод Дюрокс, работала мельница. Для пассажиров была устроена небольшая платформа».
Позднее здесь появилось обширное поместье писателя Н. Д. Телешова[17]. У гостеприимного хозяина подолгу жили Л. А. Андреев, М. Горький, И. А. Бунин Ф. И. Шаляпин.
Н. Д. Телешов заботился о местных жителях, специально ездил хлопотать в Петербург, чтобы в Малаховке открыли гимназию, и она числилась как первая деревенская. В ней, единственной в тогдашней России, велось совместное обучение девочек и мальчиков. Супруги Телешовы на свои средства организовали госпиталь в Малаховке (1915), выстроили сельскую лечебницу (1916).
В 1912 году в поселке на месте сгоревшего театра был построен новый. «Летом центр культурной жизни перемещался из Москвы в Малаховку. Пели Шаляпин, Собинов, Нежданова… Играли Шатрова, Топорков, Гоголева. В Малаховке начинали Раневская и Коонен».
На сцене этого театра в 1915 году в спектакле «Тот, кто получает пощечину» дебютировала Фаина Раневская. Первое выступление оказалось не слишком удачным. Фаина изображала влюбленную девушку, спешащую на свидание, и по роли произнесла слова: «Моя поступь так легка и неслышна, как будто змея проползает». При этом она задела картонный утес-декорацию и тот с грохотом повалился на партнера актрисы. Зрители хохотали. Антрепренер был взбешен и хотел уволить Фаину, но за нее вступилась балерина Гельцер.
В поселке было около тысячи домов, шесть школ, два театра, гимназия, почта, телеграф, многочисленные кофейные и чайные, спортивные площадки. Поселок был телефонизирован.
Статус посёлка городского типа — с 1961 года.
Экономика
В посёлке работают АО «Малаховский экспериментальный завод» (выпускал горнорудное оборудование, сейчас крупный арендодатель производственных помещений), пищевой комбинат и ряд других предприятий. Работает ряд предприятий торговли, а также рынок у станции, известный ещё с довоенных времён.
Культура
Имеется два санатория.
Издаётся своя газета — «Малаховский Вестник».
На территории посёлка расположена Московская государственная академия физической культуры. Среди ее прославленных выпускников – олимпийские, мировые и европейские чемпионы: хоккеисты В. Викулов, Е. Зимин, В. Коноваленко, В. Лутченко, В. Петров, В. Третьяк; фигуристы О. Грищук, А. Жулин, М. Усова; лыжники Н. Зимятов, С. Нагейкина; Велосипедист В. Капитонов; футболист Р. Дасаев и многие другие. Около 300 человек стали призёрами Олимпийских игр, чемпионов мира и Европы.
Транспорт
В посёлке городского типа Малаховка и на его границе расположены железнодорожные платформы Малаховка и Красково Рязанского направления Московской железной дороги, а также станция Овражки Казанского направления Московской железной дороги на северной окраине посёлка.
Малаховка разделена на две части (северную и южную) железной дорогой: ближайший автомобильный путепровод расположен на Егорьевском шоссе в 4,5 км от платформы Малаховка. Через северную часть посёлка городского типа проходит Егорьевское шоссе, южная примыкает к Быковскому шоссе.
Достопримечательности
Церковь апостолов Петра и Павла
Деревянная, построена в 1902—1903 годах предположительно по проекту А. В. Щусева.
Два расположенных в ряд придела: святой равноапостольной княгини Ольги и святителя Алексия митрополита Московского.
В 1934 году к храму был назначен протоиерей Сергий Лебедев[18] (после возвращения из ссылки).
В 1938 году храм закрыт. Были снесены колокольня и купол. В перестроенном здании размещалось швейное производство.
Восстановлена в 1990-е годы.
Одноглавый храм на высоком фундаменте с шатрово-купольным завершением.
Святыни:
- особо почитаемая икона Пресвятой Богородицы «Споручница грешных».
Синагога
Синагога в Малаховке была построена в 1932 году на средства еврейской общины двух поселков Томилино и Малаховка.
10 мая 2005 года синагога полностью сгорела в результате поджога. За несколько дней до этого, 7 мая, синагогу ограбили.
23 марта 2010 года открылась новая синагога. В новом здании, под которое отвели 10 гектаров земли, теперь есть не только помещения для молитвы. Здесь есть ритуальный бассейн – миква, есть кухня и столовая для благотворительных нужд.
Новую синагогу построили на другом участке земли, который выделила поселковая администрация. Он больше прежнего и ближе к железнодорожной станции.
Также к достопримечательностям можно отнести здание средней школы — бывшей гимназии (построено в 1908—1910 годах по проекту архитектора Л. Ф. Даукша).
Имеется музей истории посёлка.
В посёлке есть озеро с оборудованными пляжами.
Кладбище
Известные люди
- Ранее в посёлке существовал Летний театр, в котором в своё время выступал Ф. И. Шаляпин. Сейчас ведётся сбор средств на восстановление театра, полностью сгоревшего во время пожара в октябре 1999 года.
- В 1921 году преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников работал Марк Шагал.
- Известная революционерка М. А. Спиридонова с 18 ноября 1921 года, после того как была отпущена под поручительство руководителей эсеров И. З. Штейнберга и И. Ю. Бакала, и обязательство, что никогда не будет заниматься политической деятельностью, проживала в Малаховке под надзором ВЧК до 1923 года.
- 27 сентября 1925 года в рамках проведения операции «Трест» на даче в Малаховке проходило заседание выдуманного ОГПУ «Политсовета Монархической организации Центра России» на котором находился английский разведчик Сидней Рейли. Сразу после окончания «заседания» по пути на станцию он был арестован.
- В 1928 году в Малаховке построил свою дачу известный адвокат В. А. Жданов.
- В 1940 году в Малаховке приобрёл участок и дачу композитор, автор первого советского балета Р. М. Глиэр.
- С 1942 года в Малаховке жил Добронравов Николай Николаевич. Окончил здесь же среднюю школу с золотой медалью.
- С 1960 года в Малаховке была дача, которой пользовался Рамон Меркадер (Хайме Рамон Меркадер дель Рио), совершивший успешное покушение на Льва Троцкого 20 августа 1940 года.
- В 1968 году в Малаховке родилась и живет по сей день Ирина Привалова — прославленная советская и российская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2000 года, многократная чемпионка мира, Европы, СССР, России. Заслуженный мастер спорта России.
Малаховка в произведениях искусства
- Посёлок Малаховка упоминается в советских фильмах «Зеленый огонек» («Я и до Малаховки не дотяну»), «Девушка без адреса» («Она может жить в Малаховке, а открытку бросила на Таганке») и «Джентльмены удачи», там же, по-видимому, происходит заключительное действие фильма («В проруби он шлем спрятал, в Малаховке»).
- Малаховка упоминается в фильме «Один из нас» (в Малаховке находится дача шпиона Келлера: Бирюков -«Адрес дачи!» Степанов — «Малаховка, Лесная шесть»).
- Малаховка также упоминается в фильме «Взрослые дети» («Теперь в Малаховке угол снимает»), «Продлись, продлись очарованье» (дача главного героя снималась в Малаховке — улица Южная, 18), в фильме «Петровка, 38» (арест организатора банды в финале), сериале «Следствие ведут знатоки»: эпизоды «Чёрный маклер» («А наши сыщики проверили одну дачку в Малаховке»), «Букет на приеме» («Не поеду я в вашу Малаховку, она дурно пахнет»). В эпизоде «Бумеранг» съёмки проходили в Томилино и Малаховке, одного из героев арестовывают прямо на пляже малаховского озера.
- В романе Олега Куваева «Территория» один из персонажей говорит о себе: «Пролетарий. Родом из хулиганского предместья столицы Малаховки».
- В фильме «Два воскресенья» героиня якобы живёт на даче в Малаховке.
- В романе «Приказано выжить» Юлиана Семенова Штирлиц вспоминает: «…Папа водил меня на маленькую станцию под Москвою, — кажется, называлась она Малаховка, — и мы подолгу слушали с ним, как проносились поезда, стремительно отсчитывая на стыках что-то свое, им одним понятное…».
Список литературы
Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. М.: Вече, 2008.
Иванов Ю. Г. Памятные места Подмосковья. Смоленск: Русич, 2007.
Изместьев М. П., Гребенников Г. А. Под небом Угреши. Летопись Угрешско-Люберецкого края. Л., 2010.
Мирошниченко Т. Б. Москва – Бронницы – Коломна. Путеводитель для автомобилистов. М.: Научный мир, 2009.
Островская В. Н. Подмосковье. Справочник-путеводитель. М.: УКИНО «Духовное преображение», 2008.
Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог/ Под общ. ред. Е. Н. Подъяпольской. М.: Стройиздат, 1999.
Переверзенцев С. В. Свято-Никольский Угрешский ставропигиальный мужской монастырь. История. Современность. Будущее. М.: Издательство Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, 2010.
Пэнэжко О. Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. Владимир, 2008.
Пэнэжко О. Г. Люберцы. Храмы Люберецкого района. Владимир, 2005.
Тихомиров Е. Легенды и быль Нового Милета. Железнодорожный, 2011.
Из поразившего
Усадебный дом в Быково чудо как хорош, но, бедолага, разрушается. Прилегающий парк запущен и загажен до невозможности разного рода отдыхающими, оставляющими после себя всевозможные остатки жизнедеятельности. После того, как отсюда был выведен санаторий, парк стал местом паломничества «брачующихся». Одновременно с нами в парке находилось по крайней мере три группы, состоявшие из «молодых» и их гостей. На фоне дома делаются многочисленные фотографии. Дом, безусловно, красив, но вот мотивы по которым люди отмечают важное событие в жизни практически в помойке, не очень понятны.
Огромное впечатление производит необычная Церковь Рождества Христова в Быково. Только из-за нее одной имеет смысл отправится в путешествие.
Приятно поразила приходская жизнь в Новом Милете. Там уделяют внимание не только собственно религиозной жизни, но и поддержанию исторической памяти. В лавке при церкви продаются краеведческие сборники.
Советы:
- Путешествуйте по Подмосковью. Пока еще здесь сохранилось много исторических памятников. Но какова их дальнейшая судьба? Совсем недавно сгорел главный дом в усадьбе Красково, в Быково из главного усадебного дома выведен туберкулезный санаторий и теперь бесхозное здание разрушается. Долго ли оно выдержит напор вандалов, которых у нас пруд пруди?
- Отправляясь в путешествие по монастырям и храмам, Вы, конечно же, предусматриваете потратить определенную сумму на помощь храмам и свечи. Сделайте это в Быково. Местная церковь – уникальное сочетание намоленного места и крупнейшего памятника истории и архитектуры. Сейчас она нуждается в помощи для проведения реставрации. Такой памятник не должен безвозвратно погибнуть.
[1] Морозов Борис Иванович (1590-1661) – боярин, государственный деятель.
В 1651 году был взят «на житье» во дворец. В 1634 году стал боярином. Был дядькой царевича Алексея Михайловича.
Когда царь женился на Марии Ильиничне Милославской, немолодой уже Морозов женился на ее сестре Анне, став таким образом родственником Алексея Михайловича.
Был главным советником царя. После Соляного бунта (1648) был выслан из Москвы.
По возвращении не занимал никаких официальных постов, но был одним из самых близких царю лиц.
[2] Его мать – Федосья Прокопьевна, урожденная Соковина – знаменитая «боярыня Морозова».
[3] Вадковский Федор Иванович (1712-1783) – генерал-аншеф.
С 1729 года служил в Семеновском полку.
В 1762 году принимал активное участие в государственном перевороте, приведшем к власти Екатерину II. «За спасение Отечества от угрожавших ему бедствий» ему было пожаловано 800 душ.
С 1765 по 1778 год командовал лейб-гвардии Семеновским полком
[4] Занков Вячеслав (1892-1937) – протоиерей, священномученник.
В 1918 году стал учителем. В 1920-1921 годах работал в отделе народного образования, а в 1921-1923 годах был сотрудником отдела высших учебных заведений народного комиссариата просвещения. В это время он был уже священником (рукоположен в 1920 году). До 1932 года служил в храме святителя Николая в Хамовниках, потом переведен в Покровскую церковь в селе Черкизово, а с 1936 года – в храм в Котельниках.
В 1937 году арестован, расстрелян на Бутовском полигоне.
[5] Щит перерезан надвое наискосок справа налево. В верхней его части взлетающий самолет Як-40, а в нижней – серый бык на зеленой траве в красном поле. В верхнем правом углу щита – башня Московского кремля.
[6] Измайлов Михаил Михайлович (1719-1800) – гофмаршал, действительный тайный советник, кавалер орденов Святого благоверного Александра Невского и Святого Андрея Первозванного (1793).
Один из участников дворцового переворота, возведшего на престол императрицу Екатерину II.
К 1761 году - генерал-майор; с 1775 – сенатор, вскоре возглавивший 5-й департамент Сената.
В 1795 году назначен главноначальствующим в Москве (то есть ему было вверено управление Москвой и Московской губернией, но без командования войсками).
Екатерина II часто писала ему, обращая внимание на тот или иной вопрос управления второй столицей (трижды писала по поводу азартных игр и требовала отчета о наказании игроков), пересылала ему жалобы на деятельность московской полиции, приказывала начать в Москве строительство каменных набережных.
После смерти императрицы, в 1797 году, Измайлов «за старостью и слабостью здоровья» был отставлен от службы с сохранением жалования.
Был женат на Марии Александровне Нарышкиной. Детей от этого брака не было. В доме воспитывались сироты-племянницы Ирина и Евдокия Измайловы, дочери действительного тайного советника Ивана Михайловича Измайлова от брака с княжной Александрой Борисовной Юсуповой.
[7] Воронцов-Дашков Иван Илларионович (1790-1854) – действительный тайный советник, обер-церемониймейстер, член Государственного совета, вице-президент Капитула Российских орденов, кавалер ордена Андрея Первозванного.
Получил домашнее образование.
Служил по ведомству иностранных дел.
По отзывам современников, он был в свое время самым видным лицом среди петербургской аристократии. За всегдашнее веселое выражение лица его называли «вечным именинником». Его дом в Петербурге был одним самых гостеприимных, там давались самые блестящие балы, которые уступали только придворным. Царская чета принимала в них участие.
Был женат на Александре Кирилловне Нарышкиной (1817-1857).
[8] Воронцов-Дашков Илларион Иванович (1837-1916).
Участник Крымской войны, русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Друг Александра III и его адъютант. После убийства Александра II был назначен начальником охраны императора в Гатчине. Был одним из организаторов «Священной дружины», призванной бороться с террористами. Вел переговоры с исполнительным комитетом «Народной воли», целью которых было перемирие, предлагал воздержаться от терактов до совершения коронации Александра III.
В 1881-1897 годах министр императорского двора и уделов. Когда разразилась Ходынская катастрофа, во всем обвиняли великого князя Сергея Александровича. Воронцов-Дашков взял вину на себя и был уволен с поста министра двора. В том же году назначен членом Государственного совета.
В 1904-1905 годах председатель общества Красного Креста.
В 1905-1915 годах – наместник Кавказа.
Женился на графине Елизавете Андреевне Шуваловой (1845-1924). У них было восемь детей.
[9] де Бернар Симон (1816-1900) – архитектор.
Швейцарец по происхождению. В 1839 году окончил Императорскую академию художеств в Петербурге со званием неклассного художника. В 1853 году удостоился звания академика.
[10] Нарбеков Василий Саввич
С 1687 года окольничий, в 1668 – стольник царицы Марии Ильиничны, потом стольник Алексея Михайловича. С 1681 года – думный дворянин.
[11] Милет - античный город в Ионии (территория современной Турции), торговый и культурный центр античности, был одним из лучших образцов градостроительного искусства (имел водопровод и прекрасную гавань).
Был основан около 1600 года до нашей эры. Согласно Геродоту, в XI веке до н. э. Милет представлял собой крупный и значительный город, процветающий центр древней философии, математики и литературы.
В 200 году город был присоединен к Римской империи.
Здесь во время своего последнего путешествия побывал апостол Павел и провел прощальную беседу с эфесскими пастырями. Об этом свидетельствуют Деяния святых апостолов и Второе послание апостола Павла к Тимофею.
[12] Воронцов Михаил Илларионович (1714-1767) – граф, канцлер, государственный деятель, дипломат.
В 14 лет состоял камер-юнкером при дворе Елизаветы Петровны.
В 28 лет получил звание генерал-поручика.
Друг и покровитель М. В. Ломоносова.
Был женат на двоюродной сестре императрицы – Анне Карловне Скавронской.
[13] Воронцов Роман Илларионович (1707-1783) – генерал-аншеф, сенатор, действительный камергер.
Во времена Екатерины II сначала был в опале, так как Елизавета, дочь Воронцова, была фавориткой Петра III. Затем получил должность наместника Владимирской, Пензенской и Тамбовской губерний.
Погребен в Дмитровском соборе Владимира.
[14] Воронцов Александр Романович (1741-1805) – член Государственного совета, камергер, действительный тайный советник, дипломат.
Участвовал в заключении важнейших договоров России с Францией (1786), со Швецией (1790) и Ясского с Турцией (1791).
При Александре I c 1802 по 1804 год был государственным канцлером. Дружил с опальным писателем А. Н. Радищевым, помогал его семье после ареста.
Часто к нему приезжала сестра Екатерина Романовна Дашкова. Она участвовала в дворцовом перевороте, приведшем к власти Екатерину II, в свите императрицы ее называли Екатерина Малая.
[15] Кологривова Лидия Александровна (? - 1915) – поэтесса.
Первая публикация ее стихов была осуществлена в 1902 году в сборнике «Стихотворения и переводы» трех авторов, а на следующий год вышел ее собственный сборник. Затем ее стихотворения печатались в «Вестнике Европы», в «Московских ведомостях» (по субботам и воскресениям печатались ее стихотворные отклики на текущие события, а также стихи на религиозные и исторические темы).
Член московского Русского Монархического Собрания. Ярая пропагандистка черносотенных взглядов.
[16] Иоанн (Державин) (1878-1937) – священник.
В 1911 году за исполнение своих обязанностей он был награжден набедренником. В рапорте благочинного отмечалось, что отец Иоанн «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан».
После 1917 года семья отца Иоанна (9 детей) испытывала лишения, а в конце 1920-х годов была раскулачена.
В 1930 году по обвинению в антисоветской пропаганде был арестован и сослан. После ссылки в 1935-1937 годах служил священником в разных сельских приходах.
Был на работах на Беломорканале.
Погиб на Бутовском полигоне.
В 2000 году прославлен в лике священномученников.
[17] Телешов Николай Дмитриевич (1864 (18671110) — 1957) — русский писатель, поэт, организатор известного кружка московских писателей «Среда» (1899-1916), потомственный почетный гражданин Москвы, заслуженный деятель искусств РСФСР (1938).
В 1884 году в журнале «Радуга» он опубликовал своё первое стихотворение «Покинутая». В 1886 году Телешов принимает активное участие в подготовке сборника молодых поэтов «Искреннее слово». Первые его стихи носили на себе следы влияния Надсона, Фета, Никитина, Плещеева. Сборник этот не обратил на себя никакого внимания, но был первым опытом вхождения в литературную среду. Глубокая заинтересованность в литературном и творческом общении помогла Телешову впоследствии создать литературное объединение «Среда», а до этого он публиковался в безвестных журналах «Семья», «Россия», в «Гражданине» князя Мещерского, «Детском чтении» Д. И. Тихомирова.
Основная тема ранних рассказов — купеческий и мещанский быт. Ранние рассказы составили первый сборник «На тройках» (1895). Современники находили некоторое подражание Чехову в проблематике ранних произведений Телешова, закономерным было знакомство Телешова с Чеховым в 1888 году.
По совету Чехова в 1894 году Телешов предпринимает длительное путешествие в Сибирь, результатом которого становится серия рассказов, посвящённых быту переселенцев. Рассказы его отличали будничность сюжета, лишённого неожиданных поворотов в повествовании, внешне бесстрастная манера письма. Однако в своих рассказах-легендах писатель не скупится применять и фантастику, и иносказание, и символику образов.
К концу 1890-х годов прекращается сотрудничество Телешова с консервативной прессой. Свои новые произведения он помещает в либеральных журналах «Мир Божий», «Русская мысль», «Журнал для всех», многочисленных сборниках и альманахах. К кругу знакомств писателя кроме Чехова, В. А. Гиляровского, И. А. Белоусова присоединяются братья Юлий и Иван Бунины, Н. Н. Златоврадский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, редакторы и сотрудники московских журналов. В 1899 году происходит знакомство в Нижнем Новгородее Телешова и Максима Горького. Горький заинтересовывается писательским кружком Телешова и рекомендует туда Леонида Андреева, Скитальца. К ним присоединяется Чириков, Вересаев, Куприн, Серафимович и некоторые другие литераторы. Поскольку собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, решено было назвать новое литературное объединение «Средами» Телешова. «Среды» продолжались с 1899 по 1916 год. Горький впервые прочитал здесь свою пьесу "На дне". Из произведений писателей кружка впоследствии были составлены сборники "Знание", «Слово» и «Нижегородский сборник».
Женой писателя стала Елена Андреевна Карзинкина (1869-1943), представительница известной купеческой династии. Благодаря ей на «Средах» бывали художники А. Я. Головин, К. К. Первухин, А. М. Васнецов, И. И. Левитан — Елена Андреевна окончила Московскую школу живописи, ваяния и зодчества, была ученицей Поленова, имела широкий круг знакомств среди художников. Впоследствии она стала иллюстратором произведений своего мужа. Ей писатель посвятил свои «Записки писателя». Частыми гостями были Шаляпин и С. В. Рахманинов.
Около 1905 года Телешов претерпел характерную для его поколения эволюцию влево. В его произведениях появляются ноты социального протеста.
Телешов являлся одним из главных организаторов литературной, художественной, театральной и артистической жизни Москвы. Он длительное время возглавлял кассу взаимопомощи литераторов и ученых, был инициатором издания различных сборников и постановок любительских спектаклей писателей, являлся присяжным суда чести при обществе печати и литературы. Телешов с энтузиазмом воспринял первую русскую революцию 1905 года, и когда волна революционного подъёма прошла, его творчество не претерпело упаднических изменений, утверждая по-прежнему человеческую веру в гуманистические ценности. Неприятие империалистической войны нашло отражение в рассказах.
После Октябрьской революции Телешов принимал участие в работе Народного комиссариата просвещения. Он участвовал в организации Музея Московского художественного театра, директором которого был с 1923 года. В эти годы он занимается детской литературой, задумывает цикл «Легенды и сказки». Начинает художественные мемуары «Записки писателя», (1925-1943 годы), повествующие о событиях литературной жизни Москвы XIX—XX в. На его квартирах происходят заседания членов городской комиссии «История московских улиц» Общества охраны памятников истории и культуры Москвы. Книга «Начало конца» (1933) представляет собой повести и рассказы о событиях революции 1905-1907 годов.
[18] Сергий (Лебедев) (1875-1938) – протоиерей.
Первый раз был арестован в 1922 году по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей и приговорен к полутора годам заключения. Вторично арестован в 1931 году и заключен в Бутырскую тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности, был приговорен к трем годам ссылки Северный край. Третий раз арестован и сослан в 1933 году.
Вновь арестован в 1938 году, обвинен в том, что был «активным членом контрреволюционной группы духовенства». Расстрелян.
Регион:
Авторство:
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Тур десяти церквей | 338.5 КБ |
- Войдите, чтобы оставлять комментарии