Евфразиева базилика (Пореч)
Евфразиева базилика – раннехристианская базилика, входящая в комплекс с сакристией, баптистерием, епископская резиденция и колокольня. Весь комплекс представляет собой один из наиболее ценных образцов византийского искусства в регионе. Объект культурного наследия ЮНЕСКО (1997).
Епархия в Порече – одна из древнейших на Адриатике и была основана на рубеже III и IV веков. Первая часовня на месте современной базилики, посвящённая святому Мавру, покровителю Пореча, была построена во второй половине IV в. Вскоре после возведения часовня была перестроена в церковь с одним нефом и одним боковым приделом. Сюда были перенесены останки епископа Мавра и других мучеников из старохристианского кладбища, которое находилось за пределами городских стен. Напольная мозаика из этого храма сохранилась до наших дней и находится сейчас в саду базилики. Примечательно изображение рыбы на этой мозаике, бывшее одним из наиболее известных раннехристианских символов.
В 539 г. Пореч перешёл под контроль Византии. Современная базилика, посвящённая Пресвятой Богородице, была сооружена в VI в. при епископе Евфразии, по имени которого базилика стала именоваться в дальнейшем. Базилика была возведена на месте старой церкви, находившейся в полуразрушенном состоянии после набегов готских племён. Возведение базилики заняло около 10 лет. Для строительства использовались в том числе и фрагменты старой церкви. Настенные мозаики были выполнены византийцами, напольные мозаики в византийском стиле местными мастерами. Евфразий изображён на одной из мозаик апсиды рядом со св. Мавром с моделью базилики в руках.
После землетрясения 1440 г. базилика была частично разрушена, некоторое время пребывала в запустении, службы здесь прекратились.
В 1669 и в 1974 гг. алтарь базилики грабили.
В XVIII в. здание реконструировали, привнеся в архитектуру ряд барочных черт. Во время ещё одной реконструкции в XX веке более поздние барочные элементы были удалены.
С южной стороны базилики находится часовня Божией Матери, которая была построена епископом Петеани во время реконструкции базилики 1844–1846 г.
В начале XX в. епископ Флапп распорядился построить ворота, ведущие на территорию архитектурного комплекса. В люнете над большими железными воротами находится изображение Иисуса и цитата из Евангелия: «Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется».
Архитектура
Евфразиева базилика – трёхнефный храм, два боковых нефа отделены от центрального колоннадами из 18 греческих колонн с богато украшенными византийскими и романскими капителями. На каждой колонне изображена монограмма св. Евфразия. Эти колонны с капителями были привезены из карьера на острове Проконесос в Мраморном море. Арки между капителями с северной стороны украшены фресками, а южная аркада осталась без украшения после землетрясения 1440 г.
В капелле рядом с сакристией хранятся мощи ряда святых, в том числе святого Мавра.
Над алтарной частью находится богато украшенный мраморный киворий, созданный в 1277 г. по заказу епископа Оттона. Балдахин, декорированный мозаикой, поддерживается четырьмя мраморными колоннами VI в., до 1277 г. бывших частью старого кивория. На фронтальной стороне кивория изображена сцена Благовещения. В XV в. епископ Иоанн заказал для алтаря базилики в Италии чеканный рельеф в стиле ренессанс, выполненный из позолоченного серебра. Полиптих венецианского художника Антонио Виварини относится к тому же периоду. Картина с изображением Тайной вечери написана Пальмой Младшим.
Передняя стена апсиды обрамлена мозаичной лентой, содержащей хвалу Евфразию и его работе. Задняя часть апсиды декорирована каменными плитам с инкрустацией перламутром и эмалью (некоторые из инкрустаций происходят из древних языческих храмов первой половины I в.). В апсиде находится епископский трон, окружённый канделябрами.
Другими элементами комплекса являются восьмиугольный баптистерий и епископский дворец, возведённые в VI в. одновременно с базиликой, атриум с древними могильными плитами и колокольня (1522, высота – 35 м).
Баптистерий был построен в V в., а епископ Евфразий в VI в. реконструировал и украсил его. Следующие реконструкции баптистерия относятся к 1881 г. и позже к 1935 г.
Мозаика
Наиболее ценным достоянием базилики являются мозаики, выдающийся образец византийского искусства VI в.
На мозаике триумфальной арки над апсидой изображён Христос, держащий раскрытую книгу с текстом «Я свет истинный» и апостолы. Ниже расположены мозаичные медальоны с изображением Агнца и портреты 12 мучениц. Свод над апсидой украшен мозаикой, изображающей Марию с Младенцем, восседающих на небесном троне. По бокам находятся изображения ангелов и местных святых, в том числе святого Мавра, архидиакона Клавдия, епископа Евфразия. Все фигуры изображены стоящими на цветочном лугу.
Большие мозаики между окнами апсиды изображают сцены Благовещения и Посещения. Между ними расположен ряд меньших, с изображениями Младенца-Христа и ряда мучеников (свв. Косма и Дамиан, св. Урс и св. Север).
Главным туристическим развлечением здесь является подъем на колокольню и посещение музея церковного искусства.
Авторство:
Страна достопримечательности:
- Войдите, чтобы оставлять комментарии